Профилактический визит
Профилактические визиты в 2024 году.
В соответствии с частью 45 Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктом 22 Положением о федеральном государственном контроле и надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997, основной задачей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий является профилактика нарушений.
Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.
В ходе профилактического визита должностные лица контрольно-надзорного органа осуществляют консультирование контролируемого лица, в виде устных разъяснений, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). Также в ходе профилактического визита должностными лицами может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объекта к той или иной категории риска. В соответствии с пунктом 22 Положения о федеральном государственном контроле и надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997, профилактический визит проводится в отношении:
а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня получения права осуществления такой деятельности;
б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;
в) контролируемых лиц, получивших право на осуществление образовательной деятельности по новому для них уровню образования, виду образования и подвидам дополнительного образования согласно записи в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня получения права осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 10 статьи 52 Федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо (часть 11 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ). Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей (часть 12 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ).
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (часть 13 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ).
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Однако важно понимать, что одной из основных целей проведения профилактических мероприятий является предупреждение и устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в дальнейшем. Задачами профилактического визита являются оказание методической помощи, направленной на повышение правовой культуры контролируемых лиц, повышение информированности о предъявляемых к ним обязательных требованиях.
В соответствии со статьями 45, 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2024 год, отделом государственного контроля и надзора в сфере образования Министерства образования и науки Алтайского края в 2024 году запланировано 80 профилактических визита. Один индивидуальный предприниматель отказался от профилактического визита.
Профилактические визиты проведены в отношении 79 контролируемых лиц: отнесенных к высокой категории риска; получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности; получивших право на осуществление образовательной деятельности по новому для них уровню образования, виду образования и подвидам дополнительного образования согласно записи в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности. При проведении профилактического визита у индивидуальных предпринимателей очень востребована профилактическая беседа с использованием видео-конференц-связи.
Профилактическая беседа с контролируемыми лицами проходила по вопросам осуществления и организации образовательной деятельности, в том числе по следующим вопросам: осуществления лицензионного контроля; соблюдения требований законодательства об образовании при разработке устава и локальных нормативных актов; соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении (восстановление в организациях, реализующих программы среднего профессионального образования) обучающихся; соблюдения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи; соблюдения требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг; соблюдения требований к структуре и содержанию официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; соблюдения общих требований к организации воспитания обучающихся; обеспечения процедуры разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечения процедуры разработки и утверждения, реализации основных образовательных программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; обеспечения основных образовательных программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, учебными планами, календарными учебными графиками, планами внеурочной деятельности, рабочими программами учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, оценочными и методическими материалами, в том числе учебниками; обеспечения основных образовательных программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, дополнительных образовательных программ кадровыми, психолого-педагогическими, материально-техническими условиями; функционирования психолого-педагогического, медико-социального сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации; обеспечения качества подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников образовательной организации.